Филологический факультет

Тувинского государственного университета

На филологическом факультете состоялось открытое занятие, посвященное романтизму.

01 октября 2018

26 сентября 2018 года старший преподаватель кафедры русского языка и литературы, кандидат филологических наук Е.Д. Монгуш провел открытое занятие для студентов 1 курса, посвященное романтизму, одному из основных литературных направлений конца 18 – начала 19 века.

Преподаватель интересно и ярко передал дух эпохи, в котором зародился романтизм, противопоставивший себя классицизму и поставившему во главу угла чувства и выразительность, а не разум.  Как отмечает Е.Д. Монгуш, в 1810-1820-е гг. он господствовал в умах европейской молодежи, захватив всю сферу культуры: романтизм окрасил собой философские увлечения последователей немецких мыслителей Шеллинга и Фихте, политические идеалы и тактику русских декабристов и итальянских карбонариев, поэзию Байрона и Мицкевича, живопись Делакруа и Брюллова.

Студенты узнали об основных чертах эстетики романтизма, выражающихся в стремлении к оригинальности и индивидуальности, желании обнажить именно чувства автора, появлении интереса к национальному фольклору, обычаям, старине. Наибольший расцвет в связи с этим получили лирическая поэзия, баллада и романтическая поэма.

Е.Д. Монгуш познакомил первокурсников с основными представителями романтизма. Подробно рассмотрено творчество В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского, романтические произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.Ю. Гоголя. Среди зарубежных представителей эпохи романтизма преподаватель выделил Джорджа Байрона, Адама Мицкевича, немецких философов Фри́дриха Ви́льгельма Йозефа фон Ше́ллинга, Иоганна Готлиба Фихте, Эжена Делакруа. Студенты с удовольствием рассмотрели изображения картин, написанных Эженом Делакруа и Миахила Врубеля в духе романтизма: «Гамлет и Горацио на кладбище» (1839), «Абидосская невеста» (1843), «Кораблекрушение Дон Жуана» (1840), «Демон» и др.

Вместе со студентами лекцию с интересом выслушали преподаватели кафедры русского языка и литературы Г.С. Базыр, У.А. Даржа, А.Т. Куулар.

Лекция формирует у студентов способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития, соотносить творчество авторов и литературные факты с этапами развития историко-литературного процесса XVIII столетия.